Соленое тесто в школьных кружках

(основы учебного плана)

Особенности тестопластики в школьных кружкахОсобенности тестопластики в школьных кружках

Здравствуйте. Сегодня я хочу продолжить тему, начатую в предыдущих статьях и посвященную кружкам тестопластики, а так же их роли в дополнительном образовании.

Прежде чем начинать урок по работе с соленым тестом, давайте немного подытожим вышесказанное и сформулируем цели наших уроков:

развитие координации и мелкой моторики рук у ребенка;

развитие воображения и абстрактного мышления;

улучшение концентрации и внимания;

планирование действий, умение предвидеть будущий результат;

развитие эстетического вкуса.

Теперь, когда задачи поставлены, можно переходить к составлению тематического плана занятий.

Во вступительной части можно рассказать об истории возникновения тестопластики и о географическом многообразии культур, использующих поделки из соленого теста. Объясните, из чего состоит и как создается рабочий материал, какие инструменты используются в работе. Далее можно переходить к первым практическим занятиям.

Стоит обратить внимание на то, какая возрастная группа присутствует у вас на занятии. Давайте рассмотрим ситуацию немного подробнее.

Если урок проходит у школьников, то вступительную часть можно расширить за счет более подробного рассказа о тестопластике. Расскажите о схожих народных промыслах. Например, о работе с керамикой или глиной. Обязательно пользуйтесь наглядными изображениями. Пусть дети попробуют сравнить дымковские, каргопольские, романовские или филимоновские игрушки. Можно рассказать про поморские козули. Следует, наверно, упомянуть, что почти в каждом районе страны существуют свои, отличные от других, способы изготовления и оформления подобных поделок. (Кстати, в последующих статьях и уроках, я намереваюсь более подробно рассказать обо всех, известных мне, формах народного творчества, связанных с лепкой.)

Далее следует рассказать о современных авторских работах. Если вам удастся заинтересовать своим рассказом детей, то этот вид поделок увлечет их не меньше, чем классическая народная тема. Повторюсь – обязательно сопровождайте свой рассказ показом картинок, слайдов. А лучшим вариантом, конечно, будет, если дети увидят реальные поделки, панно и игрушки.

Теперь, когда дети непосредственно заинтересованы, можно переходить к практике. В начале, давайте им простые задания, основанные на вылепливании лепешек, шариков, колбасок и прочих «морковок». Пусть детские руки привыкнут к тесту и научатся создавать основные элементы любой композиции. Не нагружайте их большим количеством подсобного инструмента. Достаточно баночки с водой, стеки и мягкой кисточки. В дальнейшем, при создании более сложных поделок из соленого теста, они с удивлением обнаружат, что в работе можно использовать еще множество предметов домашнего обихода.

Так как размеры и формат статьи не позволяют прописывать ни учебно-тематический план, ни, тем более – поурочный, давайте проследим основные этапы занятий с соленым тестом в детских кружках.

После того, как дети освоят основные приемы лепки, следует научить их пользоваться более широким спектром инструментов. Покажите им, как применять иголки, стержни, пуговицы, расческу, сито, скрепки, бисер и другой дополнительный материал.

Так как размеры и формат статьи не позволяют прописывать ни учебно-тематический план, ни, тем более – поурочный, давайте проследим основные этапы занятий с соленым тестом в детских кружках.

После того, как дети освоят основные приемы лепки, следует научить их пользоваться более широким спектром инструментов. Покажите им, как применять иголки, стержни, пуговицы, расческу, сито, скрепки, бисер и другой дополнительный материал.

В ходе практики, не забывайте и о теоретических знаниях. Давайте детям как можно больше визуальной информации. Именно основываясь на ней, получив необходимый опыт в работе с соленым тестом, ребята будут проявлять себя в самостоятельном творчестве. А пока они только приступают к изучению азов тестопластики, научите их планировать будущую композицию, делать эскиз. Вообще, умение рисовать – одна из способностей, которую надо развивать параллельно с навыком лепки. На своих занятиях я, обычно, делю поделки на три категории: фигурки, полностью трехмерные объекты; настенные фигурки, условно-трехмерные; панно, композиции из настенных фигурок, с использованием рамки и заднего плана.

Во всех трех вариантах, использование кисточки и красок – один из важнейших элементов успеха будущей композиции, особенно в последнем.

Когда кружковцы накопят достаточно опыта, дайте им возможность самим подготовить соленое тесто. Поделки, сделанные из него, послужат учебным пособием для более глубокого изучения способов сушки.

Все! Теперь дети готовы к самостоятельной работе! Предложите им домашнее задание на свободную тему. Помимо индивидуального творчества, дайте задание подготовить небольшой доклад. Пускай ваши ученики рассказывают, почему они выбрали те или иные темы или персонажи. Можно провести даже небольшой конкурс.

Дальнейшее обучение детей в кружке соленого теста будет направлено на совершенствование и развитие навыков и умений. Объясните ребятам, какими красками и лаками можно безопасно пользоваться. Пусть первый свой опыт они получат под вашим наблюдением и контролем. Как часть этого процесса – использование красителей для создания цветного теста.

Можно вспомнить о разных техниках тестопластики. Например – работа с шаблонами и создание аппликаций.

Совершенству нет предела. Поэтому в последующих уроках расскажите о том, что в тестопластике широко используются дополнительные материалы, как природные (крупы, листья, цветы, колосья), так и искуственные (камушки, материя, бисер, фольга) и многие другие. С этой темой можно экспериментировать на многих занятиях.

Не следует забывать и о совместном творчестве. Пусть ребята попробуют работать в паре или составят коллективное панно.

 

 

Вот, собственно, и все основные этапы обучения. Сколько времени потратить на ту или иную тему – решать вам. Все зависит от количества уроко-часов, выделенных для вашего кружка, и от индивидуальных особенностей учеников. Примерно такого же плана можно придерживаться в индивидуальных занятиях со своим ребенком. Надеюсь, информация в этой статье окажется для вас полезной. Жду ваших отзывов!

 

 

comments powered by HyperComments

info@testoplastica-2-0.ru